Метод Хосе Сильва

Posted on 03/03/2009. Filed under: СЕКРЕТЫ ИСПОЛНЕНИЯ ЖЕЛАНИЙ | Метки: |


История создания метода сильвы

В создании Метода Сильвы очень много, на первый взгляд, парадоксального. Этот, по своей сути глубоко психологический метод создавался человеком, не имевшем специального психологического образования. Мало того, Хосе Сильве не удалось закончить даже начальной школы. Его жизненными университетами стали постоянная борьба за выживание в детстве, а в зрелые года — сохраненная им с тех времен детская любознательность, умение замечать и сопоставлять и, почти невероятная, трудоспособность.

Родился Хосе Сильва (11.IХ.1914 — 02.II.1999) года в маленьком техасском городке Ларедо на границе Соединенных Штатов Америки и Мексики. Как и большинство жителей своего родного города Хосе Сильва по происхождению был мексиканцем и это, в тогдашней Америке, автоматически ставило его в положение гражданина «второго сорта». Ситуация усложнялась еще и катастрофической бедностью его семьи и тем, что в раннем детстве Хосе лишился отца. Мечта о школьном образовании так навсегда осталась мечтой — заработка девятилетнего чистильщика обувь для этого не хватало и все свои огромные знания, которые потом было использованы в создании метода, приобретались самостоятельно. Возможно, это также сыграло положительную роль в создании его революционного метода — Хосе всегда скептически относился к так называемых «общеизвестным истинам».

Борьба за выживание закончилась победой — в свои тридцать лет (а именно тогда, в 1944 году, началась его работа над созданием метода) Хосе уже был преуспевающим бизнесменом, собственником радиомастерской и главой немалой семьи — каждый год в семьи Сильвы рождался ребенок. Для многих людей это могло бы стать вершиной жизненных достижений, но не для Хосе Сильвы. Он решил создать систему, которая помогла бы его детям лучшее учиться и, соответственно, получать лучшие оценки в школе. Это побудило его всерьез заняться психологическим самообразованием и, постепенно, увлечение стало целью и смыслом жизни. Двадцать два года Хосе посвятил своим исследованиям, во время которых пришлось пережить и горечь поражений, и неосуществленные надежды, и иронические улыбки сограждан (радиомеханик-психолог — ну разве это не смешно?), и игнорирование, а потом и откровенную враждебность со стороны официальной науки (радиомеханик — психолог — кто дал ему право?). Кстати, это враждебное отношение не исчезло и после его смерти. Имена близких друзей и единомышленников Хосе — Милтона Эриксона, Фрица Перлза и Вирджинии Сатир, ставших пионерами в создании новой области психологии — психологии изменений, присутствуют в каждом справочнике и учебнике психологии, но имени Хосе Сильвы, автора наибольшей и популярнейший в мире школы самообразования, там нет. В свое время он не получил от жизни возможности вместе из своими более образованными (и более богатыми!) ровесниками получить диплом, который бы давал право (интересно, кто на самом деле дает такое право?) искать новые знания и давать их людям.

Но на протяжении этих двадцати двух лет было и другое — творческие достижения, исследования и открытия, которые помогли сформировать гениально простую и целостную систему психологического самообразования, известную теперь как Метод Сильвы.

В 1965 году, еще не избавившись от определенных иллюзий, Хосе Сильва предложил свою систему американскому правительству, которое, к счастью для всего человечества, от нее легкомысленно отказался. И тогда Хосе Сильва взялся своими силами пропагандировать свой метод, что, не считаясь с нехваткой средств, отсутствием опыта рекламной деятельности и связей, удалось ему удивительно легко (еще один из парадоксов Метода Сильвы!) и уже через несколько лет его семинары приобрели популярность во всех штатах Северной Америки, во многих странах Европы, Азии и Латинской Америки.

Что такое метод сильвы?

Метод Сильвы, названный так по фамилии его автора, американского исследователя Хосе Сильвы является комплексом простых, но достаточно эффективных психологических упражнений, направленных на улучшение качества человеческого мышления. Первоначальное название метода — Mind Control (Контроль Мышления) не прижилось в большинстве стран мира (даже в англоязычных). Очевидно, что словосочетание «контроль мышления» в прошлом столетии приобрело несколько негативную окраску, и ассоциируются у большинства людей с ограничением свободы мышления, хотя автор Хосе Сильва, имел в виду совершенно противоположное — развитие индивидуальных особенностей мышления каждого, без исключения, человека.

На сегодняшний момент Метод Сильвы является, без сомнения, мощнейшей на нашей планете, системой психологического самообразования. Достаточно сказать, что курсы Метода Сильвы регулярно преподаются в более чем 120 странах мира, на 36 языках и только выпускников семинаров начального Основного курса Метода Сильвы насчитывается в мире около 20 миллионов. Учитывая то, что методология Сильвы используется без изменений уже почти сорок лет только приобретая популярность (книги Хосе Сильвы каждый год переиздаются десятимиллионным тиражом), выдерживая конкуренцию с множеством новейших психологических школ (а тенденция к их увеличению в особенности заметна в последние годы), не пользуясь каким-либо содействием со стороны любых государственных или других структур, можно сказать, что развитие метода Сильвы есть феноменальным явлением. Иными словами — Метод Самоконтроля Мышление на самом деле является тем, чем он себя декларирует: способом в минимально сжатые сроки максимально интенсифицировать мышление его пользователей.

Интенсификация мышления в Методе Сильвы происходит в трех основных направлениях:

1. Сознательное использование интуиции;

2. Управление собственными эмоциями;

3. Управление воображением.

Огромное преимущество Метода Сильвы состоит в том, что в своих, на первый взгляд очень простых упражнениях, этот метод органически объединяет эффективное использование трех компонентов нашего мышления: интуицию, управление эмоциями и воображением. Конечно, Метод Сильвы не является истиной в последней инстанции, но знание его техник является основанием для быстрого овладения любым знанием. Во всех популярных школах психологического самообразования, возникших после 1966 года, завуалировано или, чаще, явным образом звучат заимствования из Метода Сильвы. И это естественно — все мы стоим на плечах гениев, но в многочисленных тренингах, которые возникают и исчезают на территории бывшего Советского Союза эти заимствования выдаются, как правило, как собственные «гениальные» изобретения авторов. Конечно, за почти сорок лет, прошедших от начала официального преподавания Метода Сильвы, в мире изменилось очень много. Но Метод Сильвы еще долго будет оставаться неизменным — все гениальные изобретения живут намного дольше их творцов. Так же, как невозможно улучшить азбуку, так же невозможно и улучшить Метод Сильвы, ведь он есть азбукой самоконтроля собственного мышления.

Физиологическое обоснование самоконтроля мышления.

В происхождении человека множество загадок. Одной из таких загадок являются невероятные возможности человеческого мышления. Но еще большей загадкой является неиспользование этого потенциала. Психологи знают, что обычный человек использует в своем мышлении от 2-х до 7-ми % своих потенциальных возможностей, а люди, которых мы считаем гениальными, например Эйнштейн — до 10%. Трудно, конечно, судить о соотношении использованного и неиспользованного потенциала мышления, ведь границ своей умственной деятельности мы, пока, не знаем. Да и сомнительно, что такие границы вообще существуют — мозг человека может постоянно развиваться. И все-таки почему Бог, Природа или Эволюция затратили столько сил для того, чтобы создать что-то, что существует, но не используется. Возможно несколько ответов.

Во-первых — уникальные возможности человеческого мышления были использованы тогда, когда происходило становление человека, как вида. Очевидно, что этот, с точки зрения истории мгновенный процесс, требовал огромного количества энергии, а исследования палеопсихологов безоговорочно доказывают, что мышление первобытного человека было намного более целостным, чем мышление современного человека. Наши далекие предки владели намного меньшим запасом знаний, чем мы, их потомки, но именно они создали средства преобразования энергии — научились пользоваться огнем, мышечной силой животных, ветра, воды; создали символьные системы передачи информации — язык, письмо, искусство; создали инструменты познания мира — науку, религию, магию. Все, что было потом — было только бесконечной цепочкой усовершенствования этих принципиальных первобытных изобретений. За нашу относительно комфортную и защищенную социальную жизнь мы заплатили качеством своего мышления. Иначе говоря, цивилизация, в которой мы живем, все больше напоминает муравейник, где почти всем его жителям нет необходимости слишком напрягать свой мозг. 2-7 процентов его потенциала хватает для того, чтобы как-то реагировать на событии окружающей жизни и не задумываться над тем, есть ли жизнь в муравейнике на самом деле наилучшим из возможных выборов?

Во-вторых — возможно процесс эволюции человечества еще не завершился. Он только начинается. Именно такого мнения придерживался Хосе Сильва. Перспективой развития человечества он считал возможность самостоятельно влиять на все, без исключения процессы, происходящие в организме и мышлении человека, то есть то, что можно назвать сознательным самосозданием человека.

В-третьих — возможно мы просто не умеем пользоваться своим мозгом. Нас этому никогда не учили. Каждый человек, рождаясь, имеет в себе врожденные способности, например, к плаванию. Но житель пустыни или тундры, постоянно находясь в своей среде, не имеет возможности реализовать эту способность. Чаще всего, он не знает о присутствии в себе такого свойства, так как просто не знает, что вода иногда помещается в природе в объемах значительно больших, чем те, к которым он привык, а термины «озеро», «море» или, тем более, «океан» являются для него чисто умозрительными.

Скорее всего, верными являются все три гипотезы. Цивилизация, которую создало человечество, заставляет нас искать новые пути реализации своего умственного потенциала — иначе мы просто не выживем. Вопрос физического выживания для человечества, в целом, есть сейчас важнейшим. Впервые в своей истории мы, люди, встретились с возможностью самоуничтожения в результате атомной войны или экологической катастрофы. То есть, факторами, угрожающими жизни человечества, являются не стихийные бедствия или природные катастрофы, а собственное произведения человеческого ума. Осознание этого факта заставляет все большее количество людей сознательно или, чаще, бессознательно искать выхода из кризиса. Выход существует в расширении потенциала собственного мышления, его интенсификация, иной, отличный от предшествующего стиль мышления, изменение личных и общественных ценностей, переориентация направлений нашего развития с постоянного соперничества и самоутверждения к кооперации и интеграции.

Именно этим объясняется массовый интерес людей во всех странах мира к психологии, философии, социологии, а также реанимация древних знаний. Тем более, что в сокровищнице человеческих знаний, испокон веков существовало понимания того, что возможности человеческого мышления гораздо больше, чем мы себе представляем. Существовали школы и философские системы, которые пытались раскрыть эту тайну и научиться использовать скрытые возможности нашей психики. Нельзя сказать, что им это не удалось, но, как правило, такие знания были фрагментарными и глубоко законспирированными, хотя и передавались от поколения к поколению в виде мифов или устных пересказов. Только в ХХ столетии началась систематизация этих знаний и попытки их научного объяснения.

Но процесс создания новой научной парадигмы в истории человечества, как бы парадоксально это не звучало, обычно происходит путем от сложного к простому, а не наоборот. В 60-тые года, если Хосе Сильва создавал свой метод, уже работали несколько научно-исследовательских учреждений, которые занималось изучением так называемых «парапсихических» явлений. Но если они, в первую очередь ставили своей задачей статистически доказать существование таких явлений (и в конце концов им это успешно удалось) и задавали себе вопрос «Почему?» — «Почему это происходит?», Хосе Сильва сформулировал свой вопрос иначе — «Как это происходит?»

Во время своей исследовательской работы он обнаружил, что в моменты творческого прозрения, решения проблем, поиска ответа на вопрос, считывания мыслей и т.д., мозг человека генерирует специфические электромагнитные импульсы, которые ученые называли ритмами или волнами alpha (от буквы греческой азбуки) и которые легко и просто можно зафиксировать с помощью электроэнцефалографа. Оказалось также, что ритмы alpha характерны для работы мозга каждого из нас во время засыпания, или сразу же после пробуждения, в состоянии мечтательности или релаксации. Сильва понял, что ритмы alpha являются ключом к тому, что ученые называли «измененными состояниями сознания» (на чем основано большинство «парапсихических» явлений) и что для достижения таких состояний нет необходимости принимать фармакологические препараты или выполнять какие-то другие искусственные действия. Возможность интенсификации мышления есть нашим естественным свойством, просто надо научиться ее использовать. Хосе Сильва научился это делать. Во время упражнений его динамической медитации создается возможность осознанного обмена информацией между подсознательной и сознательными частями нашего мышления. Иными словами, техники Метода Сильвы дают возможность естественным способом сознательно влиять на свое подсознание для достижения заранее запланированных, осознанных целей. Это дает возможность самостоятельно изменять определенные, в данный момент нежелательные, привычки и шаблоны поведения, уверенно контролировать собственные эмоции, максимально быстро усваивать новые привычки и знания, получать дополнительную, так называемую интуитивную информацию, перепрограммировать свое подсознание. Эффекты применения техник Сильвы иногда выглядят как чудо, хотя ничего сверхъестественного в них нет — это только понимание и использование возможностей, присутствующих в мышлении каждого из нас. И каждый человек может этому научиться.

Отрытое письмо всем, кому не безразлично будущее метода сильва.

Роман Борсук Территориальный Координатор Метода Сильва в Украине

5 декабря 2004 года

Дорогие друзья!

Все когда-то начинается и когда-то заканчивается, важно только определить для себя ту, почти неуловимую грань, за которой остается прошлое и с которой начинается будущее. По моему глубокому убеждению, пришло время подвести итоги прошедшему этапу развития Метода Сильвы и перейти к следующему.

Я понимаю, что для очень многих людей, причастных к продвижению метода, это заявление покажется странным, а поэтому в своем письме я хочу аргументировать свою позицию и расставить все точки над «і».

Но для того, чтобы без опасения заглянуть в будущее, необходимо хорошо пони-мать прошлое и происходящее сейчас.

МОТИВАЦИЯ

Я, как и все Вы, понимаю, что в нашей жизни нет место случайностям, и наше с Вами знакомство с методом тоже случайностью не было. Но так уже устроен человек, что всегда ищет для себя ответы на вопросы «Зачем? Почему? И Для чего?». Не скрою, что меня эти вопросы волновали всегда. И в первую очередь это вопросы: «Зачем нужен Ме-тод Сильва? Почему он появился в наших странах именно сейчас? Для чего или для кого он предназначен?»

Как и все пользователи Метода Сильвы я прекрасно осознаю, что вопросы также не появляются случайно, и если вопрос существует, то обязательно существует и ответ, ко-торый может послужить толчком к действиям.

Моим глубоким убеждением является также то, что каждый из нас не появился в этом месте и в это время случайно. Человечество, как и вся природа, представляет собой единую целостность, управляемую своими законами, многие из которых человечество пока не в состоянии постичь. Но если мы пока рациональным логическим путем не можем объяснить эти закономерности, это не означает, что мы их не можем ПОЧУВСТВОВАТЬ, а значит и почувствовать свою важность, необходимость и значимость в общечеловеческом, а может быть и вселенском действии.

Такое ЧУВСТВОВАНИЕ, возможно, и посылает нам те вопросы, на которые, а я уверен в этом, все мы пытаемся дать себе ответы.

Я не знаю, существуют ли в мире люди, способные объяснить все, что происходит вокруг. Скорее всего, только человечество в целом, является носителем абсолютной истины, но, тем не менее, частицей этой истины владеет каждый из нас. Но владение еще не подразумевает действия.

Все мы знаем, что изменение окружающего мира начинается с самого себя. Хотя никто из нас не живет в башне из слоновой кости, и быть добрым, честным, умным и порядочным нелегко, а может быть и порочно в мире, страдающем от глупости, ханжества и невежества. Конечно, это только мои личные субъективные убеждения, но для себя я знаю, что миссией каждого из нас на Земле в свое время и на своем месте, является улучшение этого мира. Под словом «миссия» я понимаю обязанность или, если хотите долг, поделиться с другими людьми своей частицей истины. Вполне вероятно, что именно сейчас она особенно нужна людям. Это не означает, что мы должны навязывать другим людям свое понимания счастья в этой жизни, но также не означает, что мы не можем показать людям иных, отличных от «общепринятых» возможностей и вариантов из развития.

Для меня Метод Сильвы всегда был инструментом именно такой демонстрации возможностей «поумнения человечества» и с самого начала своей работы в Методе я вос-принимал его именно так. Иными словами мое восприятие Метода Сильвы можно опре-делить как «Метод для людей, а не люди для Метода». Но в процессе моей работы в Ме-тоде пришел новый опыт и новое понимание функций Метода и своих функций в Методе. Коротко этот опыт можно обобщить так: «Все в мире изменяемо. Изменения происходят с различной скоростью, но происходят всегда и остановить их невозможно. Метод Сильвы является одним из инструментов изменений. Инструмент изменений также требует изменения».

Необходимость этих изменений в последнее время чувствуется очень остро. Настолько остро, что из сферы иррациональных интуитивных предчувствий, она постепенно перешла в сферу рационального понимания. Этот процесс появления новых убеждений у меня занял достаточно длительное время – почти год. Были сомнения в правильности своего понимания, были сомнения в своих силах, были и сомнения морально-этического плана – «А вправе ли я посягать на священную корову азбуки мышления». Но сомнения порождают знания, а знания веру, и теперь это уже вера, которой я хочу с Вами поделиться.

АРГУМЕНТАЦИЯ

Движущей силой изменений являются противоречия. В классическом Методе Сильвы противоречий накопилось слишком много.

1. Метод Сильвы в классической интерпретации Основного курса появился как ге-ниальное прозрение исследователя-самоучки. Один из парадоксов Метода состоит в том, что техники, предлагаемые в Основном курсе, во время его создания не имели вовсе, или имели очень туманные научные объяснения механизмов их действия. Время подтвердило правоту многих из гениальных догадок Хосе Сильвы. Многих, но далеко не всех…

Хочу подчеркнуть, что со времени появления Основного курса прошло уже без малого сорок лет, а со времени начала исследовательской работы Хосе Сильвы и того больше. Сейчас мы знаем на порядок больше того, о чем в свое время только догадывался Хосе. Это утверждение касается в равной мере и самой методологии преподавания и базового уровня знаний слушателей, который приходят в Основной курс.

Так совершенно ошибочным, с точки зрения современной науки, является утверждение о раздельных функциях правого и левого полушарий, о генерировании мозгом человека особых волн типа альфа как необходимом условии гениальности, контроля эмоций в трактовке Метода Сильвы и многое другое.

Поэтому я считаю недопустимым преподнесение этих во многом устаревших, а во многом и ошибочных знаний, как «новейшее достижение» психологической мысли.

2. Методология Сильвы очень проста и доступна всем. Хосе Сильва отличался почти невероятным умением простым языком объяснять сложные вещи. Но, исходя из предыдущей предпосылки, упрощение ошибочных утверждений только способствует их закреплению.

Мало того, даже то, в чем Метод Сильвы не противоречит данным современной науки, имеет сейчас иное, и очень отличное от классического, объяснение. Эффектов, достигаемых слушателями во время семинаров Основного курса, можно достичь гораздо более простыми способами (о чем, конечно, не знал в свое время Хосе Сильва), а это означает, что существует огромная возможность намного повысить КПД самого семинара.

Стоит ли отказываться от возможности дать людям больше знания, ради того, чтобы сохранить классическую схему? По-моему сам по себе Метод Сильвы по сути своей является отрицанием неукоснительной приверженности «общеизвестным» истинам.

3. В организационном плане деятельность Метода Сильвы построена по централизовано-территориальному принципу. Иными словами – есть определенная догма, закрепленная носителями авторского права на Метод, которой должны придерживаться все пре-подаватели. Нет ничего плохого в централизации, при условии, что это способствовало бы развитию самого Метода. Опять же, исходя из принципов провозглашаемых самим Методом, восприятие нового и развитие есть необходимым условием успеха. Деятельность Silva Inc., особенно в последнее время, является абсолютной антитезой этому утверждению. Вместо развития и обновления, мы имеем только попытку законсервировать устаревшую доктрину и этим сохранить свое влияние и авторитет. Той же цели служит средневековая система распределения территорий для преподавания среди инструкторов, где приоритетным является принцип лояльности к центру и протекционизм, а не принцип свободной конкуренции знаний.

Как уже утверждалось выше, я считал и продолжаю считать, что Метод Сильвы есть, в первую очередь, частью общечеловеческого достояния, и только после этого бизнесом отдельных людей.

Догматизм и отсутствие организационной гибкости резко понижает конкурентоспособность Метода на рынке идей, тем более что этот рынок постоянно наполняется новыми и усовершенствованными технологиями.

4. Классическая схема обучения в Методе Сильвы предполагает посещение слушателями семинаров (с возможностью бесплатного их повторения), но не имеет никаких механизмов влияния на их дальнейшее совершенствование и дальнейшее самообучение. То есть, после окончания семинаров, выпускники, по сути, предоставлены самому себе (за исключением участия в немногочисленных клубах Метода Сильвы).

ПРОБЛЕМЫ

Пятилетние существование Метода Сильвы в странах постсоветского пространства является проявлением тех глобальных процессов, которые происходят в мире. Учитель приходит тогда, когда ученик готов, а людям, постепенно исцеляющим себя от влияния лживых стереотипов самостоятельность мышления показана особо.

Пять лет существования – это почти 250 проведенных семинаров, 5000 выпускников, 20 преподавателей, почти 40 организаторов, 4 сайта, 2 учебника, 2 книги в издательстве «Попурри» (третья готовится), 6 аудио кассет. Много это или мало?

Для начало много. Но этап становления уже позади и пора перестать жить старыми шаблонами. Конечно, приятно увидеть свое имя на обложке книги и назвать себя преподавателем Метода Сильвы, но это еще далеко не все. В Библии присутствует притча о зарывании таланта в землю. Суть этой притчи очень проста – если Ты владеешь богатством, то поделись им с другими людьми. Тем более что знание – это род богатства, которые не скудеет от его раздела. А теперь поставим себе вопрос – сделали мы все, чтобы поделиться своим талантом с другими людьми? Ответ будет однозначным «Нет».

Хотя к своей чести и в оправдание многих своих ошибок я могу с ответственностью сказать, что и я, и Вы дорогие мои друзья, сделали очень много. Мы приобрели опыт, знания и возможности.

Если разделить историю Метода Сильвы на постсоветском пространстве на этапы, то первый из них можно назвать «Один за всех». Было несколько преподавателей, каждый из которых даже не знал о существовании других (Роман Борсук в Украине, Алла Алексеева в Москве, Валерий Шеремета в Литве) и каждый из которых своими ограниченными силами пытался продвигать Метод Сильвы.

Следующий этап – «Каждый за себя» — появление новых преподавателей (два выпуска в Украине) и этот этап именно сейчас заканчивается.

Пришло время соединиться (а все знают притчу о венике) и начать новый этап «Все для всех». Для того, чтобы начать это совместное действие необходимо выделить и решить те проблемы, которые существуют и препятствуют нашим совместным действиям.

Причин этих много, но обобщить и решить их можно, объединяя в несколько пакетов.

1. Отсутствие централизованной организации, занимающейся продвижением самого Метода и продвижением коллектива преподавателей (именно как коллектива). Необходимость создания такой организации обсуждалась давно, но основным нерешенным в ней вопросом был, кто возьмется за ее создание и как она должна выглядеть?

2. «Старение» Метода.

3. Отсутствие финансирования.

РЕШЕНИЕ

Решение этих проблем возможно и вытекает из самих потребностей, как Метода, так и людей причастных к нему.

1. Создание единой централизованной системы не должно воспроизводится по типу традиционной пирамиды «иерархии власти», где во главе и на вершине находится кто-то, кто управляет всем и для того, чтобы полностью реализовать свои потенциальные возможности необходимо сначала добраться до вершины пирамиды. Система должна давать возможности реализовать свой потенциал в каждой точке нахождения отдельного участника системы, а поэтому более подходящей чем «пирамида» метафорой, описывающей такую систему, должна быть «сеть» с единым координационным (но не более того) центром.

Задачей и функцией «центра» есть создание единого информационного поля нашей совместной деятельности. Таким единым информационным полем в настоящее время мне видится:

1. Создание организации, которая получила условное названия «Союз Гениальных Людей» (СГЛ) и проект которой прилагается.

2. Единый проект продвижения нашей совместной деятельности в сети Интернет и стандартизация работы организаторов на местах и преподавателей. Первыми шагом в этом направлении должно быть создание единого графика проведения семинаров классического Метода Сильвы (чем все мы пока занимаемся) и предоставление каждым из нас определенной и достаточно небольшой суммы (по моим подсчетам это примерно 50-70 долларов) для обеспечения начала работы этого проекта.

3. Создание новых семинаров, как базирующихся на знаниях Метода Сильвы, так и на совершенно иных принципах и сделать их максимально доступными для всех участников СГЛ. Это также касается книг, кассет, обучающих программ и всех иных продуктов нашего совместного и индивидуального творчества. То есть, другими словами, речь идет о создании некоего «общего рынка» знаний одинаково доступных всем участникам проекта. В рамках этого проекта каждый из его участников может, как постоянно приобретать новые знания, так и предлагать свое их видение другим участникам. Единственными критериями отбора таких знаний является их гуманистическая направленность, соответствие законодательству и свободная конкуренция.

Сразу хочу подчеркнуть, что создание новых обучающих программ не означает отрицания ценности классического Метода Сильвы, но, как раз наоборот, его развитие. «Все мы стоим на плечах гигантов» — и это утверждение является одной из аксиом, с которыми трудно не согласиться.

4. Использование новых средств распространения знаний – наравне с обучающими семинарами, это также дистанционное обучение, рассылка печатных материалов, дистанционное Интернет- обучение и т.п.

ВОЗМОЖНО ЛИ ЭТО?

А почему бы и нет? Люди, приходящие в Метод Сильвы, в другие школы психологического самообразования, или даже просто задающие себе вопросы о смысле жизни и своего в ней участия, наделены особым человеческим качеством, которое Л.Н.Гумилев назвал «пассионарностью». Это качество трудно описать словами, но все мы чувствуем его присутствие в своем сердце. Именно оно придавало силу нашим действиям, и каждый из нас может вспомнить множество маленьких и больших, но таких обыкновенных, чудес, которые происходили во время семинаров. И если посмотреть на историю создания Метода, на его продвижение у нас, на Ваши успехи, то можно сказать только одно – с точки видения нормального «здравого» смысла этого не могла быть никогда! Но это есть, это действует, и мы с Вами смогли это сделать, хотя каждый из нас действовал в одиночку. Что будет если мы объединим свои усилия?

*****

Люди, живущие на одной территории, объединенные общностью исторического происхождения или языка, обладают сходными (но не одинаковыми!) картами реальности – то, что можно назвать национальным характером или, по Юнгу, коллективным бессознательным.

Внутренние карты реальности изменяются очень медленно и эти изменения всегда отстают от социальных и экономических изменений. Когда этот разрыв становится слишком большим и начинает тормозить развитие всего общества в целом, создается своеобразная революционная ситуация, проявлением которой становится процесс, называемый Нейрологической революцией. Нейрологическая революция, как правило, сопровождается экономическими и социальными изменениями.

История человечества знает три такие революции.

1. Переход от экстенсивного производства к интенсивному, то есть неолитическая революция – появление земледелия и скотоводства, пришедших на замену охоте и собирательству.

2. Переход от производства «для себя» в рамках земледельческой или скотоводческой общины, к более высокому уровню специализации – производства «для рынка» — индустриальная революция.

3. Сейчас происходит третья революция, которую можно назвать «информационной».

Каждая из таких нейрологических революций сопровождается макроэкономическими и макросоциальными изменениями в обществе, что, в свою очередь, ведет к изменению основной формы самоорганизации общества – власти.

СГЛ ставит своей целью ускорить процессы, происходящее в обществе, путем целенаправленного на него влияния в направлении его гуманизации и интеграции.

Человеческая цивилизация развивается неравномерно и однобоко. Ускоряющийся технический процесс «накладывается» на практический неизмененный менталитет первобытного человека. Человек, как вид, изменяет окружающий мир, но не изменяет самого себя. Наша система воспитания основана на создании убеждений что:

— Окружающий нас мир является враждебной человеку средой, его необходимо завоевать и подчинить себе. Человек не является частью природы (противопоставление себя окружающей среде). Отсюда механистическое восприятие мира, как набора случайных и взаимозаменяемых частей. Улучшение качества жизни – есть изменение окружающей среды по стандартам, созданным человеком.

— Ключевыми в культуре являются отношения «человек – человек», а не «человек – машина». Основным ресурсом, обеспечивающими выживание, является экстенсивная эксплуатация существующих источников энергии и природных богатств, а не их создание и сохранение.

— Люди продолжают жить первобытной общиной, разделяя всех на «своих» и «чужих». Размер общины увеличился до размеров корпорации, партии, языковой общности, религии, народа, страны, но изменились только масштабы. Люди продолжают воспринимать непривычный себе образ жизни и мышления не как иной, а как враждебный.

— Человек воспринимается как существо изначально злое, и внутри общины взаимоотношения регулируются системой юридических запретов, наказаний и общественных табу. Власть является инструментом принуждения и подавления.

— Прогресс рассматривается как постоянное накопление знаний и технических изобретений. Внутренний мир человека в такой системе ценностей является неизменяемой константой. Образованием считается процесс запоминания готовой информации, а не навыки ее поиска.

— Гениальность и творчество считаются уделом избранных, особо одаренных людей. Труд есть вынужденной мерой выживания, и является долгом, но не процессом, приносящим удовольствие.

— Счастье человека в самоутверждении любой ценой, а не в самореализации.

Жизнь большинства людей выстроена именно по такой схеме, и изменить ее традиционными способами пока не представляется возможной. Архаичный набор представлений о жизни, если ничего не предпринять, будет сохранятся еще достаточно долго. Директивными, волевыми решениями изменить его невозможно, так же, как невозможно внезапно изменить систему образования и воспитания.

Но такая система ценностей уже стала тормозом развития цивилизации, и внутри нашей культуры возник спонтанный процесс изменений, называемый нейрологической революцией. СГЛ является частью процесса создания новой системы ценностей и чем быстрее люди воспримут эту систему ценностей, тем быстрее наша страна и наша планета станут для нас уютным домом. В новой системе ценностей:

— Человек есть важной, но также и неотъемлемой частью живой природы. Вселенная единая целостная система и все ее элементы одинаково важны. Мир не устроен исключительно для человека, а вместе с человеком. Во Вселенной нет случайных частей, также как нет случайных событий. Враждебность окружающей среды, есть отображением нашей внутренней враждебности по отношению к ней. Изменяя себя, мы изменяем мир, а не наоборот.

— Все экономические, политические, социальные, финансовые и т.п. отношения между людьми базируются на одном и единственном фундаменте – отношении Человека к Человеку. Пока мы не научимся контролировать, управлять и, важнее всего, понимать эти отношения – человеческая цивилизация будет постоянно балансировать на грани самоуничтожения.

— Мир, благодаря развитию средств коммуникации, стал «большой деревней», в которой «все знают обо всех». Мы привыкли видеть в других людях то, что нас от них отличает, хотя гораздо важнее было бы увидеть насколько мы похожи друг на друга.

— Человек является существом изначально добрым, ведь окружающая нас природа, частью которой мы являемся однозначно не есть злом. Понятия «добра» и «зла» созданы человеком, это мы разделили мир на черное и белое. В результате такого смешения цветов наш мир получился серым. На самом деле он яркий и разноцветный.

— Технический и социальный прогресс является отображением коллективного бессознательного человечества, а это означает, что никакого поступательного движения пока в этом мире не существует. Становясь людьми, наши далекие предки нашли способы превращения энергии – использовали огонь, энергию ветра, воды, растений, мышц животных и своих собственных. Они научились использовать рычаг, создавая орудия труда. Они придумали символьные системы – речь, письменность и искусство. Они создали способы познания мира – науку, магию, религию.

Мы же только видоизменяем и совершенствуем эти первобытные изобретения.

Настоящий прогресс – это изменение внутреннего мира человека, его отношения к себе и к окружающей его природе.

— Все люди гениальны по своей природе. Труд есть процесс творчества, приносящий радость и удовольствие.

— Счастье человека в реализации своего потенциала любви к себе и другим людям.

Процесс естественного изменения коллективного бессознательного, то есть совокупности карт реальности, достаточной большой группы людей является длительным процессом занимает период жизни, по крайней мере, нескольких поколений.

Но, зная законы его формирования, этот процесс можно значительно ускорить и, самое важное, сделать его целенаправленным и управляемым. Эту возможность доказали доктор Илья Пригожин и группа его сотрудников из Свободного Университета в Брюсселе, показав, как химическая и другие структуры переходят на более высокую ступень дифференциации. За эти работы Пригожин был удостоен Нобелевской премии.

Пригожин подчеркивает, что в любой сложной системе, от молекул в растворе до нейронов мозга, в транспортной системе большого города или в социуме, части этой системы находятся в беспрерывных мелкомасштабных модификациях, то есть в состоянии непрерывного изменения. Внутренний каркас любой системы постоянно ощущает флюктуации. При наличии отрицательной обратной связи эти флюктуации ослабляются и угнетаются, и равновесие системы поддерживается. Но там, где происходит усиление за счет положительной обратной связи, некоторые из этих флюктуаций могут во много раз усилиться до такой степени, что поставят под угрозу равновесие всей системы. Флюктуации внешней среды могут так действовать в этот момент, что еще большее усиливают вибрации каркаса и приводят к нарушению равновесия и разрушению существующей структуры или вследствие неуправляемости внутренних процессов, или под действием внешних сил, или того и другого вместе. Эти разрушения прежнего равновесия обычно приводит не к хаосу и ломке, а к созданию совершенно новой структуры более высокого уровня.

Эта новая структура может быть более сложной, внутренне взаимозависимой, сложнее, чем предшествующая структура, и будет иметь потребность в большем количестве энергии и материи (и, вероятно, информации и других ресурсов) для самоподдержания. Говоря в основном о физических и химических реакциях, но, не забывая и о социальных аналогиях, Пригожин называет эти новые, более сложные системы «диссипативными (рассеивающими) структурами».

Он предложил рассматривать саму эволюцию как процесс, который ведет к усложнению и разнообразию биологических и социальных организмов с помощью появления новых, более высокого порядка диссипативных структур. Таким образом, согласно Пригожину, чьи идеи, кроме своей научной значимости, имели широкий политический и философский резонанс, мы развиваем «порядок из флюктуации», или как это было вынесено в название одной из его лекций, «Порядок из хаоса».

В одном ярком примере он описал, как термиты строят свои высоко структурированные гнезда при очевидно неструктурированной активности. Они начинают с ползания по поверхности в случайном порядке, останавливаясь, то здесь, то там для того, чтобы отложить кусочек клейкого вещества. Эти метки распределены случайно, но поверхность содержит достаточное количество химического клейкого вещества, чтобы другие термиты находили их и тоже оставляли метки.

Поэтому клейкое вещество начинает собираться в отдельных местах, постепенно вырастая колоннами или стенами. То, что начинается из случайной активности, превращается в затейливые неслучайные структуры.

Еще более наглядно это можно продемонстрировать, используя как пример метафору броуновского движения. Броуновское движение — это неупорядоченное, хаотичное движение частичек краски в капельке воды. Каждая частичка двигается по своей траектории, своему маршруту, иногда сталкиваясь с другими капельками. Применяя метафору, можно сравнить хаотическое движение броуновских частичек с движением людей в рамках человеческого общества. Все мы движемся по своим траекториям, руководствуясь собственными целями и желаниями и, временами болезненно соударяемся при этом лбами. Сходство поразительное, но есть и отличие. Сумма движения всех броуновских частиц равна нулю и капля никуда не двигается, а человеческое общество развивается, то есть находится в движении. Важно понять, как происходит это движение. Можно представить, что одна из частичек начала двигаться в каком-то своем, только ей присущем ритме. Допустим, что эта частичка владеет достаточно большим запасом энергии устремления и преодолевает все преграды, что произойдет?

Очевидно, что частички, находящиеся рядом также начнут двигаться в ее ритме. Им так будет удобнее. Так они меньше стыкаются друг с другом и будут меньше страдать. Далее процесс начнет развиваться, и к нему начнут присоединяться другие частички, потом все новые и новые, пока не станет неудобно тем частичкам, которые еще не присоединилось к движению. Тогда процесс станет необратимым, и вся система перейдет на более высокий уровень организации. Так, как это происходит с термитами.

Будущее уже в полный голос заявляет о своих правах, и отмахнуться от него нельзя. Будущее открывает дверь. Изменения, приобретают характер кризиса. Но кризис – явление всегда благотворное.

То, что сейчас кажется признаками распада, может оказаться на самом деле ростками новой цивилизации. Но, для того чтобы изменения произошли, необходима «критическая масса», то есть то количество частиц в нашем примере, которые движутся совместно, увлекая за собой другие частицы.

Давайте будем первыми!!!

Advertisements

Make a Comment

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Liked it here?
Why not try sites on the blogroll...

%d такие блоггеры, как: