Воспитательная теория Масару Ибуки

Posted on 12/02/2009. Filed under: Лучшие методики воспитания | Метки: |


Масару Ибука предполагает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Он считает, что то, что они усваивают без каких-либо усилий в 2, 3 или 4 года, в дальнейшем дается им с трудом или вообще не дается. По его мнению, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно. Он говорит, что взрослые иногда ленятся учиться, тогда как дети готовы учиться всегда. Его книгу «После трёх уже поздно» советуем прочитать всем родителям, она небольшая.

Мы привычно считаем, что знаем о детях все, тогда как очень мало знаем об их реальных возможностях. Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трех лет. Но согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головною мозга уже завершено на 70-80% . Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста? Раннее развитие не предлагает насильственное вскармливание грудных детей фактами и цифрами. Главное — введение нового опыта «вовремя». Но только тот, кто ухаживает за ребенком изо дня в день, обычно это мама, может распознать это «вовремя».

Современное воспитание делает ошибку, меняя местами период «строгости» и период «все можно». Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним и строгим и ласковым, а когда он начинает развиваться сам, нужно постепенно научиться уважать его волю, его «Я». Выражаясь точнее, родительское влияние должно прекратиться до детского сада. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление.

Взрослые понятия «трудно» и «легко» не годятся для детей. Мы, взрослые, берем на себя смелость утверждать, например, что эта книга слишком трудна для ребенка или что ребенок не может оценить по достоинству классическую музыку. Но на каком основании мы делаем такие выводы? Для ребенка, у которого нет четких, устоявшихся представлений о том, что «трудно» или «легко» — английский или японский языки, музыка Баха или детские песенки, однозвучная, однообразная музыка или гармония звуков, — все должно начинаться одновременно, для него одинаково ново все. Даже 5-месячный малыш может оценить Баха

Интересное дети считают правильным, а неинтересное — неправильным. Маленькому ребёнку легко выучить то, что ему интересно. Часто от того, насколько быстро взрослый заметит и отреагирует на возникший у ребенка интерес, зависит, сохранится он или нет, разовьется во что-то серьезное или быстро угаснет. Поэтому очень важно не упустить его. Мы не знаем, какие интересы ребенка могут развиться в способности, но во всяком случае у него должен быть шанс развить их. Повторение — лучший способ стимулировать интерес ребенка.

Детское воображение и фантазии развивают творческие способности. Другими словами, детские фантазии, кажущиеся взрослым такими далекими от реальной жизни, на самом деле являются зародышами творчества. Взрослый рисует чайник, а ребенок видит в рисунке рыбу с раскрытым ртом. Взрослый может укорить ребенка: «Не говори глупостей, это чайник». Такой ответ будет ошибкой, и он равносилен уничтожению бутона, уже готового распуститься.

Нужны ли половые различия в воспитании ребенка? На самом деле до трех лет в физическом облике нет большой разницы между полами. Иногда мы даже чисто внешне не можем их отличить. В некоторых языках маленький ребенок и вовсе употребляется в среднем роде. Наука также считает, что половые различия начинают проявляться после трех лет. Несмотря на это, родители воспитывают ребенка с учетом его пола. Например, новорожденного мальчика одевают во все голубое, а девочку — в розовое. Своего вкуса у малыша пока нет, и что плохого в том, если бы мальчик носил розовую одежду, а девочка играла бы с игрушечным пистолетом? Надо ли отнимать у мальчика куклу, если он проявил к ней интерес? Эачем постоянно напоминать ему, что он мальчик? И почему девочка не может заинтересоваться борьбой?

Говорите ребёнку правду на половые темы. Хотя маленький ребенок ощущает себя существом среднего рода, уже в два или три года он начинает задавать вопросы, касающиеся половых проблем. Сначала он открывает для себя, например во время купания, что папа и мама устроены по-разному. Естественно, он задает вопросы. Если рождается еще один ребенок в семье, он спрашивает, как братик или сестренка появились на свет. На такие вопросы ребенок должен получить ясный ответ. Не надо отшучиваться или лгать ему. Смущение и недомолвки родителей сделают это тему запретным плодом и только распалят его любопытство, породят ненужные фантазии. Интуиция двух-трехлетнего ребенка подскажет ему, что ему говорят неправду. Он может не подать виду, но его любопытство будет только подогрето странным поведением родителей. Тот аргумент, что ребенок якобы слишком мал, чтобы знать правду о половой жизни, несправедлив и в этом случае. Половые темы следует обсуждать спокойно, в дружелюбном тоне, чтобы с самого начала он относился естественно к этому вопросу. Те взрослые, которые считают секс запрещенной темой, просто получили неправильное воспитание в детстве.

Музыкальная гармония лучше всего усваивается в раннем детстве. Сегодня матери во всех странах мира ругают своих детей за то, что их ничто не интересует, кроме поп-музыки. Но чего еще можно ждать от подростков, если с самого раннего детства они, как правило, слышат только эту музыку, которая прочно запечатлелась у них в мозгу. Разумеется, они уже не в состоянии воспринимать более сложную музыку. Когда определенные штампы сформированы в сознании, поздно приучать детей к чему-то другому. Сила воздействия музыки и живописи, этих двух видов искусства, формирующих эстетический вкус, зависит от раннего воспитания. Если будет заложен прочный фундамент, это облегчит ребенку дальнейшую жизнь. Помощь родителей должна быть своевременной.

Ребёнок — великий имитатор. Дети начинают подражать уже в первый год жизни, а на втором и третьем году они подражают сознательно, и не только детям своего возраста, но и старшим. Недаром говорят, что дети — зеркало взрослых. Поэтому в присутствии ребенка, обращайте внимание на свое поведение, особенно когда у детей самый подражательный возраст. Трехлетние дети имитируют все жесты, манеру говорить, походку и т.д. Эта склонность к подражанию влияет также и на эмоциональное состояние ребенка. Ребенок может стать нервным, поиграв с другим нервным ребенком, или вдруг начать бояться самолетов, если его приятель их боится. Подражая, ребенок не просто обезьянничает — это акты настоящего творчества. Поэтому не ругайте его и не относитесь к этому слишком серьезно, чтобы не убить в зародыше творческую личность, что, разумеется, не входит в ваши намерения.

Дайте своему ребенку карандаши как можно раньше. Маленьким детям часто не дают ручки и карандаши, считая, что это рано или что ребёнок что-то испортит вокруг себя. То, что малыш не может ничего, кроме как нарисовать несколько линий и порвать бумагу, не значит, что для него эта деятельность неинтересна или бесполезна. Как можно раньше дайте ребёнку карандаши и яркие маркеры. Однако многие родители невольно подавляют это стремление к самовыражению. Они навязывают ребёнку свои представления: «Держи карандаш вот так!» «Яблоки должны быть красные», «Рисуй круг вот так», «Не рви книжку», «Не бросай бумагу на пол», «Не пиши на столе». Не слишком ли много запретов на одного маленького ребенка? Все, что ребенок делает руками, — рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу — развивает его интеллект и творческие задатки. Чем скорее вы дадите ребенку карандаши, тем лучше будут результаты. Но если одновременно вы будете поминутно его останавлиаать, то все равно вы тем самым помешаете развитию его творческих способностей. Всегда имейте бумагу для рисования разных размеров. Стандартная бумага для рисования — стандартный человек. Прежде чем начать рисовать картину, художник решает, какого формата она будет. Ребенку же дают стандартный лист бумаги и таким образом уже лишают его возможности выбора.

Книжки не только для чтения, а кубики не только для строительства. Часто родители ругают ребёнка, если он использует вещи не по назначению, портит игрушки. На само деле ребёнок ничего не портит, он исследует окружающий мир. Он может использовать книжку как туннель, или рисовать на ней, или порвать ее. Лучше вообще не давать ему книжек, чем настаивать, чтобы он их только читал. Когда у него доявится интерес к чтению, он и сам поймет, что книги интереснее всего читать. Ребенку скучно играть с готовой игрушкой, которую можно использовать только по какому-то одному назначению. Какая бы дорогая эта игрушка ни была, она не представляет ценности для ребенка, если он не может что-то делать с ней руками или приспособить ее в соответствии со своим богатым воображением. Почти все родители прошли через это. Обычно первому ребенку покупали слишком много игрушек, а второму уже меньше, поняв, что ребенку на самом деле вовсе не нужно их изобилие. Лучше иметь несколько, но полезных игрушек.

Лепка, вырезание узоров из бумаги и складывание бумажных фигур развивает творческие задатки ребенка. Глина или паста для лепки, бумага для вырезания, цветная бумага для складывания фигур имеют одну общую характеристику — они не имеют определенной формы или назначения. Другими словами, им можно придать любую форму. Именно поэтому они являются идеальными игрушками для ребенка раннего возраста, когда интеллект развивается быстрее всего. Он может делать с этими материалами все, что ему заблагорассудится. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих собратьев в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки. Ловкость рук и самовыражение — это первые, но далеко не единственные качества, приобретаемые ребенком благодаря лепке.

Физические упраженения стимулируют развитие интеллекта. В младенчестве мозг ребенка не развивается отдельно от тела. Умственное развитие происходит параллельно с физическим и сенсорным. Например, плавание развивает не только мышцы, но и рефлексы. Профессор Ацуку пишет: «Физические упражнения улучшают работу всех органов и повышают сопротивляемость ребенка к внешним стрессам».
Тренируйте левую руку так же, как правую. Каждый может развить одинаково и правую и левую руку, если начнет это делать в раннем детстве. Тренировка пальцев способствует развитию интеллекта. С этой точки зрения не следует пренебрегать левой рукой.

Раннее воспитание не требует ни дополнительного времени, ни денег. Чтобы воспитать ребенка, сначала воспитайте себя. Приказания типа: «Сделай это!’, «Выучи это!», в то время как сам отец сидит в кресле с газетой — это метод ленивого человека. Воспитывать ребенка — это значит все время воспитывать и самого себя. Не насилуйте волю малыша. Когда у ребенка возникает желание что-то сделать без всякого принуждения, это и есть идеальный способ обучения.

Не все знают, что:

  • На ребенка оказывают воздействие самые неожиданные вещи.
  • Комната, лишенная стимуляторов, вредна для малыша.
  • Можно развить слух у ребенка с нарушениями слуха.
  • Впечатления раннего детства определяют дальнейший образ мыслей и действий ребенка.
  • Не надо бояться брать ребенка с собой в постель.
  • Ребенок, воспитанный мамой, у которой нет музыкального слуха, тоже вырастет без слуха.
  • Никогда нельзя игнорировать плач ребенка.
  • Игнорировать ребенка хуже, чем баловать его.
  • Детский страх иногда кроется в таких вещах, о которых взрослые и не догадываются.
  • Новорожденный чувствует, когда родители в ссоре.
  • Отец должен чаще общаться со своим ребенком.
  • Присутствие бабушки и дедушки создает хороший стимул для развития ребенка.
  • Шлепать ребенка можно только пока он еще мал.
  • Злоба и зависть у ребенка — это выражение бессилия.
  • Нельзя высмеивать своего ребенка в присутствии других.
  • Ребенка лучше похвалить, чем отругать.
  • Интерес — лучшее побуждение. Успехи в одном деле дают уверенность в других делах.
Advertisements

Make a Comment

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Liked it here?
Why not try sites on the blogroll...

%d такие блоггеры, как: