БЕНДЖАМИН СПОК И ЕГО РЕВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ

Posted on 12/02/2009. Filed under: Лучшие методики воспитания | Метки: |


Бенджамин Маклейн Спок родился 2 мая 1903 года в Нью-Хэмпшире (штат Коннектикут, США). Многие годы от работал детским врачом, и его огромный опыт нашел отражение в книге «Ребенок и уход за ним», опубликованной в 1946 году. За долгую жизнь Спока эта книга выдержала семь изданий, была переведена на 39 языков и вышла общим тиражом более чем в 50 млн. экземпляров.

Пик работы врача и писателя пришелся на 1950-1960 гг., он. 12 лет преподавал в университете, писал новые книги, читал лекции по всему миру, вел популярную телепередачу.

Бенджамин Спок — культовая фигура второй половины ХХ века. Он заслужил признание и любовь миллионов людей во всем мире. С полным правом его можно поставить в ряд выдающихся психологов-гуманистов (хотя его традиционно и причисляют к врачам-педиатрам). В своих работах он в первую очередь выступал как детский врач, но по сути — как тонкий психолог, чья гуманистическая позиция определила мировоззрение нескольких поколений.

Доктор Спок достаточно полно описал существующие методы воспитания, постарался систематизировать их, изложил их простым и доступным языком. Он критически осмысливает воспитание детей, рожденных после Великой депрессии в Америке, говоря, что ставить ребенка в центр мироздания, делать его пупом земли и позволять ему все на свете опасно, безнравственно, это чревато скверными результатами. Спок руководствуется здравым смыслом и призывает родителей относиться к советам и новшествам критически, пропускать их через призму собственного опыта. Он призывает прививать детям азы дисциплины с раннего возраста.

Как и любой новатор, Спок не избежал противоречий, упущений, перегибов. По прошествии лет многие его ошибки становятся все более очевидными.

В становлении его взглядов решающую роль сыграла семья. Некоторые ее традиции и принципы он безоговорочно принял, иные — столь же безоговорочно отверг критически их переосмыслив на собственном опыте. В книге «Разговор с матерью» Б. Спок еще и еще раз убеждает родителей, что нравственное воспитание ребенка начинается с пеленок.

«Поверьте в себя» — таким напутствием родителям открывается первое издание «Книга здравого смысла о ребенке и уходе за ним». Именно здравый смысл должен стать основой воспитаний, утверждал доктор Спок. Если дитя плачет, утешьте и накормите его, пусть даже будет нарушен график кормления — ничего страшного не случится. Но и не надо бросаться к младенцу стремглав едва он захнычет. Если ребенок не может или не хочет что-то делать, не заставляйте его насильно — успеется… По убеждению автора, растить ребенка — не такое уж трудное дело, если вы подходите к нему непринужденно, доверяете собственным инстинктам и следуете разумным советам врача.

Сегодня такая точка зрения на самом деле кажется воплощением здравого смысла, а тогда.. В Америке середины ХХ века существовали жесткие педиатрические установки по уходу за ребенком. Американцы кормили своих младенцев в 6, 10, 14, 18 1 22 часа — не раньше и не позже и строго в определенном количестве. Считалось: если ребенок почувствует, что его могут покормить в любое время, он станет капризничать, требовать больше еды. А это испортит и пищеварение, и характер. Брать ребенка на руки не следует — это его опять-таки испортит. Приучение к горшку начиналось не тогда, когда

ребенок был к этому готов, а в определенном возрасте — в середине первого года жизни.

Большинству американских родителей его книга была подобна глотку свежего воздуха. Оказалось, Спок поступил очень мудро, начав писать ее еще в военные годы. Сразу после войны, когда тревоги были позади и Америка, вырвавшись из тисков депрессии и значительно окрепнув, уверенно вступила на путь экономического продвижения, в стране начался  «бэби-бум» — непредвиденный подъём рождаемости. Потребность в умных и доходчивых советах о том как воспитывать ребенка, была велика. К тому же новое поколение родителей было готово к уровню семейных отношений, безотчетно стремилось

уйти от строгости и сдержанности в отношениях с детьми. Книга доктора Спока оказалась созвучной их ожиданиям.

Главное, что сказал автор родителям: не бойтесь любить своих детей. Каждый ребенок нуждаётся в том, чтобы его ласкали, обнимали, брали на руки, улыбались и играли с ним. Любой совет автора пронизан гуманистической перспёктивой: «Когда вы показываете ребенку что он самый чудесный малыш на свете, это питает его дух так же, как молоко — его тело».

Доктор Спок стремился сделать жизнь в семье более легкой и более приятной для родителей и для детей. Он учил, что не нужно чрезмерных родительских жертв — родители тоже люди, и они не должны забывать о своих нуждах. Что хорошо и удобно для родителей, то хорошо и удобно для ребенка, и наоборот.

Молодые американские мамы читали книги Б. Спока запоем. «У меня такое чувство,- признавалась в письме автору одна из читательниц,- будто вы разговариваете со мной, а главное, считаете меня разумным существом…». К началу 50-х годов ХХ века уже несколько миллионов американских семей воспитывали детей по доктору Споку. Для иллюстрации приведем несколько рассуждений этого знаменитого автора.

-Примерно после трех месяцев: его (ребенка) начинает интересовать окружающий мир. В животе у него обычно уже исчезают колики, он меньше плачет, родители уже не так часто держат его на руках. Если же ребенок привык часами находиться на руках, то советуем срочно отучать его от этого желания. В связи с этим он может плакать, но не надо обращать серьезного внимания на его плач. Конечно, родителям трудно вынести крик и слезы своего малыша, но когда они видят, насколько хорошо действует на ребенка их поведение, то убеждаются, что поступают правильно. Постепенно ребенок привыкает к тому, что не всегда он может рассчитывать на маму с папой, а- родители, в свою очередь, освобождаются от необходимости чрезмерной заботы о ребенке.

— Детей, особенно в раннем возрасте, надо кормить по расписанию. Почти всем матерям удается приучить маленького ребенка к режиму питания, так как мама вовремя будит его, когда подходит время приема пищи.

Я уверен, что беспокойная мама, которая бросается кормить ребенка при малейшем его движении, не только приучает его к частому и нерегулярному приему пищи, но и способствует возникновению у него зависимости, необходимости в маминой помощи каждый раз, когда он чувствует какое-либо неудобство.

— Конечно, любящая мать всегда старается оградить, защитить своего ребёнка от любой невзгоды, И это естественно. Однако чрезмерная опека не приводит к добру. Видимо, этим можно объяснить тот факт, что некоторые годовалые малыши просыпаются несколько раз за ночь только для того, чтобы их покормили. Когда ребенок и мать привыкают к регулярному питанию, то они оба чувствуют себя удовлетворенными в своих собственных силах.

— Я считаю важнейшим периодом, в котором решается вопрос, будет ли ребенок самостоятельным или во всем будет рассчитывать на родителей, является вторая половина первого года его жизни. В это время ребенок уже умеёт сидеть, ползать, стоять.

В нем просыпается естественный интерес ко всем окружающим его людям и вещам. В часы бодрствования он постоянно вертит в руках погремушки, бусы, мягкие игрушки, журналы. Время бодрствования уже увеличилось на несколько часов в сутки. Малыш счастлив от постоянного знакомства с миром, от своей разведывательной деятельности в манеже. Он с увлечением просовывает игрушки сквозь прутья и втаскивает их обратно. Он перекладывает вещи из одной руки в другую, сует их в рот, жует. Очень ценит компанию, особенно с участием мамы. Когда она выходит из дётской, он пытается вылезти из манежа, чтобы проползти в ее комнату и убедиться в своей безопасности.

— Очень часто мамы, воспитывающие первого ребенка, жалуются на то, что к концу первого года малыш начинает плакать каждый раз, когда она уходить из комнаты. Это свидетельствует о быстрой реакции ребенка на чрезмерную заботу о нем.

—  Некоторые родители оказываются я в довольно тяжелом положении, когда их ребенок вступает в период от шести до двенадцати месяцев. Ни днем, ни ночью у них нет покоя, так как они уже успели приучить свое дитя к исполнению всех его желаний и требований, к тому, что они постоянно находятся около него.

— Иногда малыши, которые раньше спали крепко, вдруг начинают просыпаться по ночам. Проснувшийся малыш очень тревожит родителей. Мама или папа бежит к ребенку берёт на руки. Многие родители поступают так даже тогда, когда малыш только хнычет или ворочается. Иногда ребенок просыпается от того, у него режутся зубы. Постепенно он усваивает и привыкает к тому, что своим плачем всегда может призвать к себе маму и заставить ее взять себя на руки, покормить его или просто составить ему компанию. Малыш быстро обнаруживает, что чем сильнее он кричит, тем скорее может заставить своих родителей предоставить ему полуночное развлечение. Некоторые мамы благодаря хитрости своих младенцев вскакивают два-три раза за ночь и бодрствуют с ребенком долгое время. Это очень утомительно для всей семьи.

Тревога родителей по любому поводу выражается, прежде всего, в том, что они стараются поскорее взять ребенка на руки. Таким действием они приучают малыша к тому, что он может всего добиться своим плачем. Со временем требования ребенка возрастают, а утомленные, измученные родители начинают восставать против такой каторжной жизни, которую будто бы создает их ребенок. Многие из них даже не понимают, что в сложившейся тяжелой ситуации виноваты они — родители. Если бы они это поняли, то им бы стало стыдно за свое раздражение и постоянное потакание всем требованиям малыша.

— От ночных пробуждений можно избавиться, если родители будут убеждены в том, что для их ребенка ночные бдения так же вредны, как и для них, взрослых людей. В течение нескольких ночей советую мамам не реагировать на слезы ребенка. После продолжительного громкого плача малыш устает, начинает понимать, что криком ничего не добьешься, и засыпает.

Днем ребенок рассчитывает на внимание со стороны мамы. А она либо с большой готовностью и радостью соглашается постоянно играть с ним, либо, нервничая и раздражаясь, не решается отказать требованиям малыша. Через некоторое время первый тип отношений может превратиться во второй, так как, не привыкая к самостоятельности, ребенок все время вовлекал маму в различные игры или просил носить его по комнате на руках. Чаще всего при этом он хочет поддерживать разговор. В таких условиях ребенок теряет возможность учиться развлекаться в отсутствие мамы. А она, несмотря на усталость, продолжает протягивать ему руки при его малейшем всхлипывании. Этим самым она как будто говорит: «Ты прав, мой малыш, если ты не на руках у мамы, то тебе очень одиноко и с тобой может что-нибудь случиться».

Таково поведение матери, которая не понимает, какой вред она наносит своему ребенку. Растущее в ней негодование от сознания своего рабского положения передается и ребенку, что причиняет ему большое беспокойство. А результатом такой ситуации становятся еще более возросшие требования ребенка.

Естественно, что родителям время от времени хочется поиграть с малышом, поговорить с ним, посмеяться и повозиться. Но для игр с ребенком надо знать определенное время. Если мама стала играть с малышом в другое время, то потом надо помочь ребенку понять, когда надо закончить игру, чтобы мама могла вернуться к своей работе или к чтению, не вызывал его капризов. Если же он начинает плакать, то следует отвлечь малыша и больше не нарушать режим дня.

— Ребенок, не приученный к самостоятельности, с большим трудом освобождается от зависимости. Этот процесс взаимный, чаще всего он затягивается и проходит болезненно как для родителей, так и для ребенка, но, несмотря на трудности, необходимо продолжать. Возможно, маме потребуется помощь психолога или психиатра. Ей также потребуются крепкие нервы, для того чтобы не реагировать на плач ребенка и продолжать заниматься домашними делами.

Популярность его книг не могла не настораживать Б. Спока. Он быстро понял, что многие воспринимали его советы слишком буквально и впадали в крайность. Воспитывая ребенка «по Споку», родители теряли свое ведущее положение, так как уверовали, что ребенок лучше знает, что ему нужно, а свою роль видели лишь в том, чтобы следовать за его побуждениями. Уже в 5Ое годы ХХ века Спок начал предостерегать родителей от таких крайностей.

Во втором издании книги (1957) он акцентировал роль родительского авторитета, в третьем (1968 ) — значительно расширил главу «Дисциплина», где, оставаясь на своих прежних позициях относительно определяющей роли родительской любви в воспитании ребенка, подчеркивал также обязанность родителей ставить перед детьми разумные ограничения, учить их на примерах и наставлениях тому, что правильно и что прилично.

«Нормально,- писал Спок,- что дети сопротивляются, капризничают, протестуют, испытывают гнев. Но родители вправе настаивать на разумном поведении детей и всегда должны оставаться на лидирующих позициях.

Однако в книге Б. Спока вы не встретите таких слов, как любовь, нежность, ответственность, беспокойство, так как отношения матери и ребенка он сводит к животным проявлениям взаимной агрессии, раздражения, а также насилия над личностью. Б Спок явно тяготеет к неофрейдизму и одновременно к особой форме натурализма, так как мотивации всех душевных двоений ребенка и родителей он склонен искать в физиологических потребностях. Ребенок в описании доктора Спока может вызвать неприязнь не только у будущей матери, но и у любого человека, даже не имеющего детей, так как он не нормально эгоцентричен, упрям, озлоблен и единственная цель его существования — испортить жизнь собственной матери. Процесс воспитания доктор Спок рисует в довольно темных красках и даже нагнетает отчаяние: будущая мать в ужасе понимает, что общение с ребенком — это не счастье, не радость, не гармония, а мрачная и угрюмая борьба, в которой она обязательно должна победить, так как в противном случае ребенок превратит ее в своего раба и невольника.

В своей книге Спок постоянно говорит о том, что близость к ребенку пагубно сказывается на душевном равновесии матери. Он рекомендует постоянно и даже против воли уходить от новорожденных в гости или в кино, оставляя их на попечение соседей или домочадцев.

Уже в четыре месяца, с точки зрения доктора Спока, с ребенком надо держать ухо востро. Каждая попытка поцеловать его, взять на руки или просто оказаться в пределах его видимости неизбежно приведет к тому, что он непоправимо избалуется. Поэтому Спок советует матерям проявлять строгость к четырехмесячным детям в целях их дальнейшего воспитания. «Чем раньше вы обратите внимание на проблему, тем легче будет ее устранить,- пишет доктор,- но для этого требуются сильная воля и жесткость. Чтобы настроиться должным образом, полезно вспомнить, что в долговременной перспективе неразумная требовательность и чрезмерная зависимость окажутся вреднее для самого ребенка, чем для вас. Ребенок будет тяжело переживать разлад с самим собой и с окружающим миром. Значит, вы стараетесь для его же пользы».

Однако особенно жестко вести себя по отношению к детям доктор рекомендует родителям, когда малышам исполняется полтора-два года. Например, именно в тот период они, с ёго точки зрения, должны в обязательном порядке сесть на горшок. Оказывается, заставить ребенка самостоятельно справлять нужду очень сложно по той причине, что в отношении кала «он испытывает собственнические чувства». Подождать неделю — значит усугубить ситуацию, ведь тогда «его собственнические чувства к своему калу так усилятся, что он не захочет «отдавать» его просто так — ни матери, ни тем более горшку или унитазу».

Психические движения ребенка Спок истолковывает в свете борьбы малыша с родителями, которых он чуть ли не ненавидит, и «поэтому сдерживается до последнего, пока не удастся слезть с толчка, ничего не сделав, что символизирует победу».

Таким образом, сыграв огромную роль в решении проблемы гуманизации воспитания детей в 5О-е годы ХХ века, теория доктора Спока, по причине довольно жестких методов воспитания, стала терять популярность и на смену ей пришли новые, более гуманные теории, например, тема воспитания по Сирсу.

Make a Comment

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Liked it here?
Why not try sites on the blogroll...

%d такие блоггеры, как: